Музыкальное образование в детском саду.

 

         Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольника.

Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

       Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость»  как качество личности.

           Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим) слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадает в область подсознание, таки образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

          Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

            Основы музыкальной культуры закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

            Одной из основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем – формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

          Все это реализует программа «Гармония» в следующих видах музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальном движении, пении, игре на детских музыкальных инструментах, игре-драматизации.

           Программа базируется на нескольких принципах:

1 – связь музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по «блокам» тем, доступным и интересным детям того или иного возраста. В данной программе 11 тем: «Мои маленькие друзья». «Любимые игрушки девочек и мальчиков». «Кто живет в лесу». «Как рождается музыка и какой она бывает» и т.д.

2 – сочетание в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки.

3 – «горизонтальное движение» музыкального репертуара. Одно и тоже музыкальное произведение проходит, как правило, не а одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение способствует более глубокому вхождению и запоминанию музыки.

      Детство является периодом наиболее благоприятным для  становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.