«Комплексно-тематический подход к эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

 

           Художественно-эстетическое развитие это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Д.Б. Лихачёв) Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике )   Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина) 

        В настоящее время педагогическая наука связывает содержание художественно-эстетического направления с другими разделами программы: с ознакомлением с природой (Е. В. Клюева, О. Ю. Зырянова, Е. К. Янакиева, математическим развитием (Т. С. Шевченко, В. А. Лаптева, В. А. Рылькова и др.)     Интегрированный подход в обучении помогает сформировать «целостные понятия и представления о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Проблема интеграции актуализирует, прежде всего, универсальные понятия и категории, присущие всем видам детской деятельности» («Концептуальные подходы к организации образовательного процесса, основанного на принципе интеграции образовательных областей»). С помощью интегрированного подхода устанавливаются связи и решаются задачи одной образовательной области совместно с другими образовательными областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой образовательных областей. Следовательно, учитывается принцип интеграции образовательных областей, единых целей и задач - воспитательных, развивающих и обучающих.

        В «Концептуальных подходах к организации образовательного процесса, основанного на принципе интеграции образовательных областей» наряду с другими принципами выделен комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, который тесно взаимосвязан с интеграцией образовательных областей. Комплексно-тематический принцип подчиняет единой теме основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Это помогает снизить нагрузку большого потока информации в целях охраны и укрепления здоровья детей, предоставляя больше времени для игры, практики, экспериментирования, развития понятийного мышления в совместной деятельности со взрослым, и в самостоятельной деятельности детей. Темы в разных возрастных группах похожи, что обеспечивает преемственность в образовательном процессе, органичное развитие дошкольников. Тематический принцип также учитывает региональный и культурный компоненты, формируя представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе.

   Для  музыкальных руководителей, очень важна роль образовательной области «Музыка» в организации работы всего детского сада. Музыка с раннего возраста открывает ребенку мир всевозможных эмоций и переживаний, развивает эстетический вкус, формирует правильные представления об эталонах красоты, оказывает большое влияние на становление культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации детей. Музыкальное искусство может свободно интегрироваться с другими искусствами и науками, поэтому оно должно стать основным компонентом образовательного процесса. Планируя работу по музыкальному воспитанию, нужно стараться подбирать и адаптировать для детей высокохудожественный и доступный музыкальный репертуар с учетом тематического и программного содержания других образовательных областей.

7 Задачи обучения в старшей группе Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства; Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства; Знакомить с произведениями живописи; Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»; Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности; Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству; Формировать бережное отношение к произведениям искусства. 

       Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие ребенка в праздниках и развлечениях

 

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка  и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость.  

Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития детей.

     Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.

В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, играют рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

 

Традиции и обычаи

       Народные песни, игры, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев, обрядов и традиций.

     Народные праздники и обряды всегда были  тесно связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ проявлял свое к ним  уважение и восхищение.

   Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

   Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа и находит свое отражение в народных традициях, обрядах, обычаях богатый неповторимый  материал, который формируется из конкретных исторических условий развития народа.

     Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего. Чему учат, говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении.

     Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции и культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и  эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение традиций, обрядов, культурного наследия, народного искусства, его воспроизводства в современной жизни требует активного творческого труда.

      Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка, ведь именно в них накапливается духовные устои и принятые в обществе нормы.

       Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.