Цель: 
Познакомить детей со сказкой А.С. Пушкина в музыке на примере оперы М. И. Глинки  «Руслан и Людмила».
Формировать у детей творческую фантазию, устойчивый интерес к произведениям искусства, эстетический потенциал. 


Задачи:

  • Формировать умение целостно воспринимать мир. 
  • Формировать умение рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев.
  • Развивать способности к сюжетосложению и композиции.
  • Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений.
  • Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие.
  • Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений.
  • Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

М.р.: Ребята, мы с вами продолжим знакомиться  с поэмой - сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Понравилась вам сказка? 
Дети: Да
М.р.:  А еще  мы   познакомимся с творчеством русского композитора М. И. Глинки. Ребята, композитор, прочитав поэму, влюбился в эту красивую, очаровательную сказку. Он вдохновился этой поэмой и написал к ней музыку. Музыку к опере.

 Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

       Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Сейчас мы все это услышим в музыке. Прозвучит торжественный хор «Лель таинственный» и «Сцена похищения Людмилы» Слушайте внимательно, как музыка рассказывает об этом.

(Прослушивание фрагментов «Лель таинственный» и «Сцена похищения Людмилы»)

Какая музыка была в сцене похищения?

Где она еще звучала?

Правильно, та же зловещая, страшная музыка была в «Увертюре», вступлении к опере.

Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание фрагмента «Сцена похищения Людмилы»

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

     Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Композитор работал творчески и музыку написал быстро. Ребята, а давайте мы с вами сейчас, вспомним, как описал А. С. Пушкин одного из главных героев волшебника Черномора. 
Дети: Он был карликом. Он был описан поэтом, как злой и коварный волшебник. 
Педагог по изо: В образе Черномора есть все черты, характерные для злого колдуна. Во-первых, его имя — Черномор — словно разделяется на две части: «черный» и «морить». Во-вторых, это карлик, который только хитростью смог одолеть своего большого брата. В-третьих, у него есть борода, делающая его непобедимым. 
Сей благодатной бородой
Недаром Черномор украшен. 
Доколь власов ее седых 
Враждебный меч не перерубит, 
Никто из витязей лихих, 
Никто из смертных не погубит 
Малейших замыслов моих. 

М.р.: Да, ребята, вот и в музыке, написанной М. И. Глинка  «Марш Черномора» - это тоже отрицательный герой. Появляется он под марш. Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку  шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. Вы уже заметили, что музыка­ марша - это не только аккомпа­немент  шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения. По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать. С начало его бороду выносят рабы, а потом появляется сам карлик-волшебник Черномор.

Вспомним, как выглядит у А. С. Пушкина волшебник Черномор:
Коварный, злобный Черномор, 
Семейства нашего позор, 
Рождённый Карлой, с бородою, 
Умён, как бес, и зол ужасно, 
Притом же, знай, к моей беде
В его чудесной бороде
Таится сила роковая… 

И вот чтобы победить эту волшебную, колдовскую силу – нужен  богатырский меч. Этот богатырский меч охраняла огромная живая Голова, которую нужно было тоже победить. Храбрый витязь Руслан  победил в бою огромную волшебную  Голову, и она рассказала ему свою ужасную историю. Когда-то  и она была витязем, высоким и сильным, который не знал себе равных в бою. Но ему завидовал младший брат Черномор, злобный, бородатый карлик. Жестокий Черномор отрубил голову своему младшему брату волшебным мечом и заставил ее стеречь этот меч. Только этот меч может лишить силы и самого Черномора, если отрубить ему бороду.
Сейчас мы прослушаем музыку М. И. Глинка «Марш Черномора». Здесь марш исполняется духовым и симфоническим оркестром.  Вот как описывает А.С.Пушкин   шествие  свиты Черномора:

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

 Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

А на подушках осторожно

Седую бороду несет.

И входит с важностью за ней,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

    В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик еще не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеется над Черномором.  Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг  почтительно кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос  его срывается на смешной писк. И так много раз…

Слушаем

В первой части музыка звучит грозно, что производит устрашающее настроение.

Во второй части музыка звучит в исполнении колокольчиков. Звучание колокольчиков изображают сказочное, волшебное царство Черномора. И эта часть музыки, как бы насмехается над злым волшебником, показывая, что он не страшный и злой волшебник, а всего лишь маленький карлик. 

Педагог по изо: После такого яркого музыкального портрета мы с вами изобразим Черномора, но прежде, каждый подумает,  в   каком эпизоде сказки этот герой вам был наиболее интересен и с каким героем вы хотели бы его нарисовать.


Дети выбирают изобразительный материал и приступают к выполнению рисунков. Звучит музыка М. И. Глинки «Марш Черномора». (повторно) .
Возникнувшие под музыку чувства и эмоции дети отображают в своих рисунках. 
По завершению работы над рисунками дети все вместе рассматривают свои работы. Вспоминают эпизоды сказки А. С. Пушкина. 
Спасибо за внимание! 

 

 

Лель таинственный! Упоительный!
Ты восторги льешь в сердце нам.
Славим власть твою и могущество,
Неизбежные на земле!
Ой, Дидо  Ладо! Лель!
Ты печальный мир превращаешь нам
В небо радостей и утех.
В ночь глубокую, чрез беды и страх,
К ложу роскоши нас ведешь.
И волнуешь грудь сладострастием,
И улыбку шлешь на уста.
Ой,Дидо Ладо!Лель!
Но, чудесный Лель, ты Бог ревности:
Ты вливаешь в нас мщенья жар.
И преступника ты на ложе
Нег предаешь врагу без меча.
Так ровняешь ты скорбь
И радости что бы неба нам не забыть.
Ой, Дидо Ладо! Лель!
Все великое, все преступное 
Смертный ведает чрез тебя;
Ты за родину в битву страшную,
Как на светлый пир, нас ведешь;
Уцелевшему ты венки кладешь
Лавра вечного на главу.
А кто пал в бою за отечество,
Тризной славною усладишь!
Лель таинственный, усладительный,
Ты восторги льешь в сердце нам!