Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»

 

 

 

 

Интегрированное занятие

«Милосердие»

Музыкальный руководитель Соловьева В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 п.Белоярск

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие в старшей группе «Милосердие»

Цель:  воспитание сострадательного чувства посредством музыки разных эпох и стилей

Задачи:

 - слушать общий характер музыки, говорить о ее содержании, средствах музыкальной выразительности;

- передавать в движениях различные эмоциональные состояния (обида, печаль, радость),

- учить определять характер музыкального произведения;

- учить анализировать средства музыкальной выразительности программных произведений, соотнося их с темой занятия;

- формировать доброжелательное отношение к окружающим;

Ход занятия

М.р. А знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил милосердие». Слово милосердие — очень древнее слою. Вслушайтесь в звучание этого удивительного слова!

Милосердие – это милость сердца. Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание. Милосердие – это готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду

Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.

Вос-ль: Стихотворение Милосердие.

Виктор Павлов

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

М.р:  Доброта и милосердие способны творить чудеса. Какое глубокое по смыслу вы услышали стихотворение.  Композиторы тоже в своих музыкальных произведениях  рассказывали о  милосердии.  Сегодня мы будем слушать пьесу Ф. Шуберта «Шарманщик».  (Слушание)  Какие чувства вы испытываете, слушая это произведение? (ответ)  Мы сочувствуем бедному одинокому старику, которому приходится зарабатывать на хлеб таким трудом. Уныло и печально звучит  рассказ о старом шарманщике. Шарманка – это музыкальный ящик, который воспроизводит несколько мелодий. Ради куска хлеба странствующие музыканты бродили из города в город, из селения в селение и, играя на шарманке зарабатывали несколько медных монет, которых едва хватало, чтобы заплатить за пищу и за кров. Для того, чтобы привлечь внимание публики, шарманщики часто носили с собой маленькую обезьянку, попугая или сурка. Сурок – это небольшой пушистый зверек, который быстро и легко приручается. Как правило, на шарманке играли старики или совсем юные музыканты-дети.  Сейчас мы послушаем песню Л.Бетховена «Сурок» (Слушание)  Какое настроение в этой песне? (Ответ) А сейчас сравним эти произведения между собой – одинаковые они или разные?  (по мелодии, по чувствам) к кому вы бы проявили милосердие?

Конечно к больному, одинокому старому человеку, а  юный музыкант был не один, повсюду с ним был его верный друг сурок, и поэтому музыканту не было так одиноко.

Ребята, милосердие можно проявлять не только по отношению к людям, но ко всему, что нас окружает.  Подумайте    и скажите,  чем вы любите заниматься? (ответ – играть) А с чем вы любите играть? (игрушками)   Игрушки – это ваш особый мир.  Как нужно относиться к игрушкам расскажем песней «Уронили Мишку на пол». Дети исполняют песню, разговаривают о ее настроении и ее,  глубоким смыслом.

Я предлагаю  еще одну песню, которая рассказывает о милосердии.

Работа над песней Аренского «Мотылек»

Мр: О чем эта песня? Легка ли жизнь у мотылька? Вам его жалко? Почему? Так давайте будем беречь всех обитателей природы: и птиц, и животных, и бабочек, и мотыльков. Тогда жизнь на земле будет радостней.

Ребята, вы хорошо пели, и я хочу подарить вам еще одну интересную историю. Однажды Лисичке попала в ногу заноза. Она была очень большой и ей больно было бегать. Лисичка попросила помощь у лесных зверюшек: зайчиков, ежиков, белочек.  Они позвали лесного доктора – дятла, и он своим длинным клювом быстро вытащил занозу.  Скажите, как поступили  зверюшки по отношению к Лисе?

Дети разыгрывают  этюд  «Лисичка поранила лапу» В.Гаврилина

 Мр: Дети, представьте себе, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Сколько добрых дел было бы сделано. Вот это сердце милосердия, какие милосердные поступки вы бы совершили в этот день? Придумайте. Нарисуйте в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков вы  приду­мали.

Дети рисуют на сердечках звездочки или цветочки

Нарисовали? Постарайтесь  их все совершить!