В рамках творческого проекта «Сказки А.С.Пушкина в музыке, изобразительном искусстве»

НОД «Лукоморье»

Цель: воспитывать интерес к творчеству русского поэта А.С.Пушкина;

Задачи:

  • приобщать детей к музыкальному и изобразительному искусству, литературе;
  • воспитывать интерес к художественному творчеству;
  • формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

Муз.рук-ль:    Ребята, вы все, конечно, очень  любите сказки. Вам их читают дома и в детском саду. И вы даже сами, наверное, можете сочинить сказку. Очень любят сказки композиторы, которые сочиняют музыку на различные сказочные сюжеты. И тогда получаются большие оперы-сказки и балеты-сказки.

Ребята, вы любите сказки? (Да) А какие ваши любимые сказки? (Дети перечисляют свои любимые сказки). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да)

Но только без волшебных слов нам не обойтись.

Говорит из-за двери воспитатель по ИЗО:

И без меня тоже.

Музыкальный рук-ль: Кто здесь, выйди, не ленись.

Всем ребятам покажись.

Входит воспитатель ИЗО и говорит: Музыка вам поможет сказку услышать, а увидеть сказку вам поможет живопись и художники – сказочники.

Все хором:Бим-бом, бим-бом

В сказку мы сейчас войдем.

В.изо: Посмотрите, вам, наверное, знаком этот портрет А.С.Пушкина. Его написал художник  В.Тропинин,  а это портрет композитора М.И.Глинки,  который написал оперу по поэме-сказке «Руслан и Людмила». Эта сказка очень живописна и красива. Живописна своими пейзажами, красива русской седой стариной, волшебна, интересна героями с их разнообразными  характерами, с неожиданными ситуациями.

Давайте вглядимся в следующую картину.(Слайд «Лукоморье») Каким одним словом ее можно назвать? (сказка)  А если это сказка, то должны быть  сказочные герои.  Давайте, назовем их. (дети называют героев, показывают их,  отвечают на вопросы) А сейчас все вместе вспомним как начинается поэма-сказка «Руслан и Людмила»

Чтение  «У Лукоморья…»

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег печальный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

М.р. Давайте, дети вспомним, что такое опера?  (высказывание детей) Опера – это спектакль, герои которого поют. Как правило, опера начинается с увертюры. Увертюра – это вступление к опере. Она готовит слушателей к ее восприятию, вводит в мир ее героев, создает определенное настроение. Мы послушаем сейчас  увертюру к опере  М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и подумаем, о чем может рассказывать такая музыка.

Увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»(первое прослушивание)

Какая это музыка? (Ответы детей)

Правильно стремительная, сверкающая, полная бодрости и силы. М.И.Глинка сказал о ней, что она «летит на всех парусах» А вы услышали, как меняется музыка в середине «Увертюры»? Она становится зловещей, пугающей, странной; в ней слышится все большее  напряжение. А затем снова возвращается музыка начала «Увертюры». Теперь она звучит торжественно и ликующе, как победный клич. Давайте еще раз послушаем «Увертюру» и попытаемся все это в ней услышать. Я раздам вам сейчас красные и темные карточки. Темные карточки вы поднимите тогда, когда услышите зловещую музыку в середине «Увертюры», а красные – когда будут звучать яркие, стремительные темы.

Повторное прослушивание.

(Дети отмечают появление новых тем поднятием карточек)

И так, о чем нам рассказала эта музыка?

(Ответы детей)

Верно, что в этой сказке есть добро и зло, и что добро,  в конце концов победит.

Вос-ль по изо:  (повторный просмотр слайда «Лукоморье».)

Вам нравится картина художников – сказочников? (да). Посмотрите, что у меня есть. Это тоже Лукоморье. Но без сказочных героев здесь пусто и даже как – то грустно. Что можно сделать, чтобы наше Лукоморье ожило? (нарисовать разных героев).

(Дети рисуют сказочных героев.В группе дети вырезают своих героев и размещают на общей картине.)

                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД «3 чуда в сказке А.С.Пушкина»

Цель:  Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик на музыку разного характера.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!  Сегодня я предлагаю вам отправиться в  сказку А.С.Пушкина.  Но в сказку могут попасть только добрые и дружные дети, а вы дружные? (Да) Я тоже так думаю. А чтобы проверить это, давайте поиграем в игру «Подари улыбку».

 

По дорожке я иду                   Ведущий идёт мимо детей, с окончанием   

И улыбку всем дарю.             фразы останавливается перед кем-либо.

Улыбнись и ты скорей,         Улыбается этому ребенку, протягивая ему

Вместе будет веселей!          руку.  Вместе кружатся поскоками.

  (Далее игра повторяется,  но ведущих уже двое.  Так до тех пор,  пока в игру не будут вовлечены все дети.)

Коммуникативная игра «Подари улыбку»

(После игры все берутся за руки).

Музыкальный руководитель: Ну, что ж, пора в путь.  По тропинке мы пойдём, прямо в сказку попадём! (Музыкальный руководитель  ведёт детей змейкой,  все держатся  за руки).Слышите, колокольчики звенят, на места нам сесть велят.

М.р.А.С. Пушкин – великий сказочник, которогополюбили не только дети, но и взрослые. А еще эти сказки Пушкина  понравились композиторам, и они сочинили музыку к ним.  Музыка придала  сказкам Пушкина удивительную красоту и яркость.

     Композитор Римский-Корсаков написал музыку к « Сказке о царе Салтане»  В этой сказке А.С. Пушкина есть три чуда.  Первое чудо – это белка. Помните, у  Пушкина:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

       Мы сейчас послушаем музыку белочки очень светлую, прозрачную, хрупкую. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песня белки – это русская народная песня «Во саду ли, в огороде» Прозвучала звонкая песенка  волшебной  белочки, дальше А.С.Пушкин рассказывает:

…..белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец  вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

 И с присвисточкой поет

При честном при всем народе

«Во саду ли, в огороде»

   В музыке тоже есть присвисточка. Ее исполняет инструмент с забавным названием  флейта-пикколо, что в переводе с итальянского означает «маленькая флейта»

Слушаем:

 Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»   «Белка»

М.р. Как волшебно, сказочно прозвучала музыка белочки, и мы с вами тоже можем ее еще больше приукрасить, добавив  звучание колокольчиков. Как вы думаете, какие колокольчики подойдут к этой музыке: большие, средние или маленькие?

Дети: По звучанию музыки – маленькие.

Игра оркестром «Во саду ли в огороде»

      Второе чудо «Сказки о царе Салтане» - тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города.

….Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге ,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые.

Великаны молодые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

     Мы сейчас услышим в музыке грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бурлит, плещет. И постепенно из него появляются богатыри. Музыка их мужественная и торжественная, похожая на марш. Она рисует гордую поступь богатырей.

Слушаем:

 Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» «Тридцать три богатыря»

Вы услышали, как музыка изображает богатырей, а теперь нарисуйте  этих богатырей с мужественными лицами, богатырской выправкой.

Дети выполняют коллективную работу «Богатыри»

Третье чудо – это прекрасная царевна-Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава:

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

     Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица. Птица лебедь. Лебедь – удивительно красивая и грациозная птица, и музыка ее тоже грациозная, изящная, сказочная.

Слушаем:

Римский-Корсаков «сказка о царе Салтане» «Царевна-Лебедь»

М.р. Какой танец  можно исполнить под эту музыку?

Дети: Хоровод.

М.р. Я предлагаю девочкам завести хоровод, и также двигаться грациозно, спокойно, как  Царевна.

Хоровод  девочек под музыку «Царевна-Лебедь»

Вот и 3 чуда в опере «Сказка о царе Салтане». А как вы думаете, сам город, который возник неожиданно,  сказочно-яркий, с башенками и маковками узорчатыми радостными –  не является чудом? Несомненно – это тоже чудо город-Леденец. Появляются первые лучи солнца.  В этих лучах из утреннего тумана вырисовывается сказочный город. Постепенно светлеет, музыка становится все громче и ярче и мы слышим что-то похожее на праздничный колокольный перезвон.

Слушаем фрагмент: «Город Леденец»

М.р. А еще мы послушаем знаменитую музыку из оперы «Сказка о царе Салтане»  - « Полет шмеля»

         Очень хотелось царевичу взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Лебедь-птица помогла ему, превратив его в шмеля.

Будь же, князь, теперь шмелем.

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился

И шмелем оборотился.

       А помните, какой переполох устроил он в Салтановом царстве?  Досталось двум злым сестрам и Барбарихе!

       Композитор Римский-Корсаков написал прекрасную музыку, которая называется «Полет шмеля». Слушая ее легко представить себе стремительное кружение маленького и юркого шмеля. Музыка очень быстрая, с забавной мелодией, которая то кружится на месте, то взмывает вверх, то опускается вниз, изображая сложный рисунок маленького шмеля. Давайте послушаем «Полет шмеля» еще раз и попробуем представить, как он летает.

Слушаем «Пролет шмеля»

М.р. Мы познакомились с чудесами в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». В этой сказке  есть еще много разных чудес, и мы о них узнаем. Сама сказка – это великое чудо, которое можно увидеть в живописи,  услышать в музыке, прочитать в литературе, в душах людей.«Сказка о царе Салтане» вдохновляет  на добрые поступки,  на великодушие, учит мудрости.