Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект 

  «Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

  Музыкальный руководитель -  Соловьева В.В.                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Белоярск   2017г.

 

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

 

Актуальность

 

        Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития    творческих    музыкальных   способностей,   именно в этом  возрасте, дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И, если не будем поддерживать интерес детей к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся нереализованными.

          Поэтому тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике и в реальной жизни на данный момент времени.

Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

        Детский сад, как начальная ступень приобретения детьми знаний, навыков и умений, для развития музыкального творчества идеальное место.

В дошкольном учреждении данным вопросом можно заниматься системно и комплексно: музыка - изобразительная деятельность-развитие речи - театр…

Цель: организация музыкальных занятий, обеспечивающая каждому ребенку выявление и развитие музыкальных творческих способностей через эстетическое освоение мира.

       Все более популярными становятся интегрированные занятия, так как интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;
  • приобщение к миру искусства;
  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству;
  • умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

        Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

        В реальной практике работы дошкольных учреждений зачастую принцип интеграции реализуется только в виде комплексных занятий, имеющих цель обобщения знаний. Комплексности в теории дошкольного образования всегда отводилось большое внимание.

По словам Н.А. Ветлугиной, комплексность подразумевает целостность, образующуюся из отдельных частей (искусств, видов детской художественной деятельности), утрачивающих в системе свою относительную самостоятельность. Интегрированный подход к организации занятий, в отличие от комплексного, может рассматриваться как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одной предметной области и из одного вида деятельности в другие.

        Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный  интерес.

         В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.

Такие  занятия проводим совместно с преподавателем изостудии.

         Методика работы с детьми основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности. 

          Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др.

          Содержание работы планируется исходя из  комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы,  календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна: «Любимые игрушки девочек и мальчиков», «Весенние фантазии», «Веселая зима», «Бал в стране красок», « Рождество Христово», «Мы поем и пляшем», «Кто с  нами рядом живет»  и т. д.

      Те  задачи, которые ставим перед собой,  перед детьми реализуем   через  музыкальную, познавательную,  изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства.

       Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Например:  тема (образ)  «Веселая зима»:  в зале вывешиваем репродукции картин с зимними сюжетами, пейзажами, обязательно читаем стихи известных русских поэтов – А.С. Пушкина. Н. Некрасова, слушаем музыку о зиме – Г.Свиридова. П.Чайковского, А. Вивальди,  играем в игры. 

     При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: беседы, чтение художественной литературы, слушание классической, народной музыки, игры, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

       При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки). Например, на занятии «Весенние фантазии»  предварительная работа ведется в группе с воспитателем (чтение прозы, стихов, рассматривание репродукций с весенней тематикой, беседа о ранних признаках весны, музыкальным руководителем разучивание песен, хороводов, слушание музыкальных произведений, по изобразительной деятельности рисование весеннего неба, первых весенних цветов).

    На таких занятиях развивается творческое воображение детей, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, танцевальных движений, проникновенного слова. Одно из интересных занятий – «Бал в стране красок». Цель занятия – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с разным характером музыкальных произведений. Дети быстро начинают понимать, что между настроением в музыке  и цветом есть эмоциональная связь. Радостную, светлую музыку связывают с яркими красками («Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Лебедь» К.Сен-Санс);  печальную, тревожную музыку – с темными красками (А. Лядов,  «Баба-Яга»,  А. Вивальди  «Зима»); нежную – со светлыми оттенками (И.Бах «Шутка»).       Очень интересные и эффектные рисунки получились на рождественских открытках (интегрированное занятие «Рождество Христово»)  – интересны как в цветовом, так и в сюжетном исполнении. Эмоции детей переполняли, они просили, чтобы музыка звучала, когда они рисовали рождественские открытки.  («Слава в  Вышних Богу» стихира)

       Из приведенных примеров видно, что интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей.  Практика показывает: чем богаче  художественный  опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.  

        Форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Используя  различные виды работ в течение занятия, внимание воспитанников поддерживается на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия.

Структура проведения этих  занятий.

    Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, и развитие речи – вспомогательные.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

       Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста:

       Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

        Таким образом интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

          Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия

Результативность.

Опыт работы показал, что использование с детьми данного комплекса мероприятий по реализации музыкально творческого потенциала дошкольника в процессе эстетического освоения мира:

  • повысил уровень творческой активности детей;
  • повысил уровень музыкальных способностей дошкольников;
  • дал возможность выявления и проявления новых качеств ребенка: самостоятельность, активность, уверенность, оптимизм, коммуникативность, любовь к прекрасному и другие;
  • повысил уровень культуры и знание жизненного опыта;
  • открыл непознанный мир детской фантазии.

Трансляция опыта

2017г.  – открытое интегрированное занятие «Рождество Христово»

2018г. – выступление на педсовете «Методика проведения интегрированных занятий»

2018г. Участие в  РМО «Системно -  деятельностный подход в обучении родному языку. Духовно - нравственное воспитание детей в условиях ФГОС» подготовка участников    фестиваля «Люби и знай родной язык»

2018г. Диплом  победителя II степени № 389452 Всероссийский конкурс «Педжурнал июнь 2018»  Номинация «Дошкольное образование» Номинация «НОД «Шутим, поем, играем»

2019 г. открытое интегрированное занятие «Милосердие»

 

Вывод:

  1. Интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
  2. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования;
  3. Интеграция – системное образование;