Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка»

                                                        

 

Детско-родительский информационно-     практико-ориентированный проект
    в подготовительной к школе группе

 

            «По дороге в школу»

 

 

       

 

Автор : Рязанова Галина Владимировна

              Учитель-логопед

 

 

С. Белоярск

2019 г.

Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект
в подготовительной к школе группе

 

«По дороге в школу»

 

 

Обоснование проекта:

Данный проект представляет собой новый взгляд на особенности организации образовательной деятельности педагогов ДОУ, с детьми и их родителями для подготовки к школе на современном этапе развития дошкольного образования, позволяет внедрить разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями, повысить эффективность и качество дошкольного образования в МДОУ «Брусничка» 

 

Тип проекта:

—    информационно-практико-ориентированный;
—    детско-родительский;
—    долгосрочный.

Участники проекта: 

-руководитель проекта учитель-логопед

-дети подготовительной   группы,

-родители воспитанников подготовительной группы

-воспитатели:

-педагог психолог:

 

Срок реализации проекта: сентябрь 2019г. — май  2020г.

Постановка  проблемы:  Общеизвестно,  что практически все первоклассники  в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями.  Для того,  чтобы  процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесном взаимодействии с родителями. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку  почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Цель проекта: сформировать у детей  дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению в школе.

Задачи проекта:

— создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
— способствовать развитию интереса воспитанников к школе и учебным навыкам;
— формировать личностную готовность детей к школе,  «внутреннюю позицию школьника»;
— развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную,  информационную,  технологическую);
— осуществлять взаимодействие дошкольного  образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности;
— проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап — диагностико-аналитический (сентябрь 2019г.)

На данном этапе  подобрана и изучена научно-методическая  литература по данной проблеме.

Проведён  цикл диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление представлений о школе и учебной деятельности у воспитанников подготовительной  к школе группы.

Родителям было предложено заполнить анкету: «Что такое «готовность» ребенка к обучению  в школе?».

Педагогами выявлена проблема,  сформулирована цель и задачи проекта,  намечены пути его реализации.

 

II этап – реализация проекта (октябрь 2019 г. – март 2020 г.)

 

Разработка содержания деятельности по реализации проекта.

 

 Организация работы :

 

  1. Еженедельные групповые занятия, 1 раз в неделю, во второй половине дня, еженедельные домашние задания в тетрадях (учитель-логопед)

 

Для педагогов, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет

активное развитие познавательных психических процессов.

         Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

  В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).

  Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.

Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Играем и Учимся».

  Данный цикл занятий  рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 26 занятий, которые  могут проводиться  фронтально со всеми детьми группы,  один  раз   в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.

Новизна -  каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных, психических процессов, но и задания на речевое развитее и развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру:

  1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)
  2. Основная часть занятия (20 мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

- пальчиковая гимнастика;

- работа в тетради;

- игра (задание) на развитие речи

  1. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)
  2. Домашнее задание в тетради

      Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий».

      Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает итоговый праздник «Страна знаний».      При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.

       Для проведения занятия каждому ребенку необходимо  иметь простой карандаш, набор цветных карандашей и тетрадь для домашних заданий.

       С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных психических процессов, предусмотрены,  дополнительные коррекционно-развивающие занятия.

 

  1. План мероприятий всех участников проекта :

 

 

месяц

мероприятие

Краткое описание

участники

сентябрь

1Круглый стол с педагогами-участниками проекта «По дороге в школу»

 

 

2Родительское собрание:

3Анкетирование родителей: «Что такое «готовность» ребенка к

обучению  в школе?»

4Тест:  «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

 

 

-Аннотация проекта (презентация): формулировка целей, задач и пути его реализации

 

Краткое описание проекта «По дороге в школу», актуальность данного проекта

 

 

Диагностика мотивационной готовности детей к школе (Гинзбург)

Все  педагоги - участники проекта

 

 

 

Руководитель проекта, воспитатели, родители

 

 

Рук. проекта

октябрь

-Познавательная область: рассказы и беседы о школе, слушание аудио сказки Л.Н. толстого «Филиппок»

-Полочка знаний, познавательные минутки

 Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.

Воспитатели, руководитель проекта

ноябрь

Видео и фото студия: «История школьной жизни»

«История школьной жизни» (выставка, альбом, конкурс презентаций) - Оформление альбома с фотографиями в школьной  форме из семейных архивов

- конкурс презентаций: «Школа в разные периоды истории»

 

Родители, воспитатели, руководитель проекта

декабрь

1.Студия «Умелые ручки»: Коллективная работа с педагогом доп образования «Школа»

2.Познавательная область: Пословицы и поговорки русского народа

 

Изготовление макета школы из различного материала

 

Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах

 

 

Педагог доп образования

 

 

Учитель-логопед

 

 

январь

Познавательная область

Сюжетно-ролевая игра «Собери портфель»

Педагог-психолог

февраль

Занятие-практикум «Грамотеи»

Ознакомление родителей с элементами обучающих игр и упражнений

Педагог-психолог, руководитель проекта, родители

март

Студия: «Творческо-поисковая»

 

 

 

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

 

 

-школьные принадлежности прошлого, мини-музей в ДОУ

 

НОД с детьми 6-7 лет «Интеллектуальная игра»

Воспитатели

Родители

Рук. проекта

 

 

Рук.проекта

апрель

Экскурсия в школьную библиотеку, музей

Знакомство со школой и её жизнью в нашем посёлке

Руководитель музея

Воспитатель

Рук.проекта

май

Итоговый праздник  «Страна знаний»

Тест  «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка»

 

 

 

Родительское собрание

Итоговые задания для речевых и психических процессов

 

Подведение итогов совместной  работы по проекту со всеми участниками  (награждение родителей благодарностями за активное участие)

Педагог-психолог

Рук. Проекта

 

Все участники проекта

 

 

III этап – Итоговый ( май 2019г.)

 

Итогом работы является: Праздник для детей «Страна знаний»; итоговая диагностика и анализ готовности детей к школе; родительское собрание с подведением итогов окончания совместной работы всех участников проекта «По дороге в школу». Вручение дипломов родителям за активное участие в работе проекта.