Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»

Доступная среда

«Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
   Целью образования детей данной категории является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Конвенция-ООН-о-правах-инвалидов-от-13.12.2006

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Федеральный-закон-от-24.11.1995-№-181-ФЗ-О-социальной-защите-инвалидов-в-РФ

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном  процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласие родителей  Скачать  на психолого-педагогическое сопровождение.

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Брусничка»   представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Среди воспитанников МДОУ «Брусничка» есть дети, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Для оказания квалифицированной коррекционной помощи таким детям функционирует логопункт, оснащенный необходимым оборудованием, материалами и пособиями, группа комбинированной и компенсирующей направленности.

В МДОУ функционирует 2 группы комбинированной направленности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Брусничка» реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее Программа) в группе комбинированной направленности и на логопункте.

Программа разработана специалистами МДОУ «Брусничка»  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),в соответствии с  рекомендациями программ  «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нищева под ред. Н.Б. Кондратовской); Адаптированной образовательной программы для работы с детьми 4-7 лет с ОВЗ Алгоритм (Ю.А. Афоньсина, О.В. Бородина, З.Ф. Себрукович, под ред. Г.П. Поповой, Т.В. Бондаревой)

Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования:

1.      повышение социального статуса дошкольного образования;

2.      обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3.      обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4.      сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 5 до 7 лет по направлениям (образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.

Адаптированная программа

С детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работают следующие специалисты:

·         учитель-логопед  (Канева Е.В. педагог первой квалификационной категории )

·         педагог-психолог (Михайлова Г.В. педагог первой квалификационной категории)

·         инструктор по физической культуре (Лаптанедр Л.С.)

·         медицинская сестра (Шучинова Е.А.)

·         музыкальные руководители (Шкребтий Т.В.)

·         педагог дополнительного образования (Валеева Н.А. педагог первой квалификационной категории)

Специалисты реализуют индивидуальные образовательные маршруты, разработанные исходя из особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МДОУ (  учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по  реализации адаптированной образовательной программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае — итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае — итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.(wогd согласие).

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия  и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми.  В кабинетах специалистов имеются методические пособия  и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.

Кабинет педагога-психолога используется для проведения  диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.

·         Игровые комнаты оснащены современными  игровыми комплексами, мебелью в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и требованиями СанПиНа, включающие в себя пространство движения, мягких модулей.

В целях обеспечения эффективной работы с детьми с особенностями в воспитании, обучении и адаптации в ДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум.

2. Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

2.1. О специально оборудованных учебных кабинетах

В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также специально приспособленные кабинеты (места): учителя-логопеда, психолога. А так же — музыкальный зал, физкультурный и игровой зал.

2.2. Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет (место) для логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

 

Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\доступность\image-13-03-23-10-07-2.heic  Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\доступность\image-13-03-23-10-37.heic

 

Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\2021-22\кабинеты\IMG_E8428.JPG

2.3.Учебно-методические пособия:

 а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации   поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);

 по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

 по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для   пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

 б) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных   картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

 в) пособия и материалы:  на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие   мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов,   предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза

2.4 Кабинет  (место) педагога – психолога

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер   развития воспитанников, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.   Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей,   обеспечению  их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В кабинете имеются учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный   материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры   Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для формирования логики, восприятия,   координации движений,  мелкой моторики.

Кабинет оборудован: Аудиовизуальным оборудованием, декоративными световыми панелями и электронным  прибором  управления комплексом.

Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.

Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения –массажные мелкие предметы.

Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.

Звукоанимированное тактильное панно позволяет создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.

Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Все оснащение кабинета позволяет организовать групповую или индивидуальную работу с детьми как развивающего характера, так и в коррекционном направлении.

Также используется  Образовательная  система EduQuest (Эду Квест)  в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми педагога психолога.

Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\доступность\image-13-03-23-10-07-1.heic

2.5. О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в

методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,

справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в

соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

2.6. Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: бордюр-балансир, доска-балансир, игра-парашют, мешочки с песком, ходули на шнуре, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.

Описание: физо овз                 Описание: физо овз

 

3. О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

ДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.

Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей.

4. Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Обеспечение доступа в здание МДОУ «Брусничка» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности. ►Паспорт доступности для инвалидов объекта МДОУ «Брусничка» и предоставляемых на нём услуг в сфере образования.

• На входных дверях на территорию учреждения размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайеля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.

• Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги   на объекте (имеется пандус и лифт). 

• На всех дверях и лестницах имеются маркеры для слабовидящих.

 

 Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\доступность\image-10-03-23-04-20-4.jpeg   Описание: C:\Users\Ольга Георгиевна\Desktop\фото\доступность\image-10-03-23-04-20-2.jpeg                                                                                     

5. О специальных условиях питания

В ДОУ предусмотрено 4-х разовое питание. Специального меню для детей с ОВЗ нет, но есть отдельный стол и помощник для ребенка с ОВЗ.

6. О специальных условиях охраны здоровья

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.

7.О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.

В детском саду педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.

8. Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанников к электронным образовательных ресурсам не предусмотрен.

 

 

 

 

 

Наверх